В Закон «О лизинге» будут внесены изменения и дополнение

В Закон «О лизинге» будут внесены изменения и дополнение

 

Растущая потребность в оборудовании по производству строительных материалов и переработке сельхозпродукции, специальной строительной технике, автотранспорте (грузовом и пассажирском) для сферы малого бизнеса и частного предпринимательства обуславливает необходимость активизации деятельности отечественных лизинговых компаний.

Однако для дальнейшего развития рынка лизинговых услуг в Узбекистане необходимо совершенствование законодательной базы. В частности, по мнению специалистов необходимо внести дополнения и изменения в ряд статей Закона «О лизинге».

В связи с этим депутаты, а также эксперты в области лизинговой сферыв настоящее время работают над внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты. О том, как этот процесс осуществляется на практике, рассказывает член Комитета по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Мухамаджон Турсунов.

– Благодаря вниманию, уделяемому в Узбекистане развитию лизингового сектора и совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу, в стране наблюдается значительный рост объемов лизинговых операций. Так, по итогам 2010 года лизинговый портфель в республике достиг объема 1,13 трлн. сумов, а общая сумма лизинговых сделок составила 430 млрд. сумов. Доля лизингового портфеля в ВВП составила 1,82%, доля лизинга в инвестициях в основной капитал – 2,7%.

Отмечу, что лизинг сегодня является удобным и эффективным инструментом для предпринимателей и фермеров, желающих расширить производство на основе использования современного оборудования, так как для покупки техники требуются значительные средства. В настоящее время на рынке отмечается рост числа как лизингополучателей, так и лизингодателей – сегодня лизинговые услуги оказываются более чем 50 компаниями и 30 банками.

В соответствии с действующим законодательством, лизинговые операции требуют участия трех сторон – продавца объекта лизинга (производитель), лизингодателя (финансовая компания) и лизингополучателя (клиент). Принцип лизинга достаточно прост – лизинговая компания приобретает имущество у определенного продавца и передает его клиенту в пользование на длительный срок за определенное вознаграждение.

С тем, чтобы изучить деятельность и круг вопросов, с которыми сталкиваются на практике представителями лизинговых компаний, был организован ряд встреч депутатов и лизингодателей. В результате выяснилось, что у многих из них возникает практически одна и та же проблема – после покупки лизинговой компанией оборудования и передачи его клиенту производитель, получив полную сумму за поставленное оборудование, выходит из лизинговой операции.

В случаях изъятия оборудования у неплатежеспособного клиента возникает проблема передачи этого имущества в лизинг другим лицам. Поскольку лизинговые компании в соответствии с законом не могут выступать в роли продавца, на балансе у них и у банков находится возвращенное имущество.

Предлагаемые изменения в нынешнем законодательстве предусматривают, чтобы лизингодатели также были вправе передать в лизинг изъятый объект, а банки и другие кредитные учреждения имели возможность передавать в лизинг принятое в их собственность имущество в результате обращения взыскания на имущество в счет погашения задолженности должников.

В ходе анализа ситуации группой депутатов от фракции УзЛиДеП нижней палаты парламента также был изучен опыт таких стран, как США, Франции и Германии. В этих странах лизинг – это комплекс экономических отношений, при котором лизингополучатель уплачивает лизингодателю (собственнику) лизинговые платежи за пользование активами лизингодателя. При этом участие третьего лица – продавца – не требуется, поэтому и отсутствует проблема передачи изъятого лизингового имущества третьим лицам. В России, например, лизингодатель даже может изначально являться собственником имущества (то есть совмещать в своем лице и продавца).

Хотелось бы отметить, что настоящим проектом закона также предусматривается увеличение форм обеспечения, требуемых лизингодателем в качестве гарантии возврата затраченных в связи с договором лизинга средств, и предоставление права лизингодателям установления размера аванса для предварительной оплаты стоимости объекта лизинга.

Внесение изменений и дополнений в данную статью позволит лизингодателю, вместе с вышеуказанными формами обеспечения, требовать от лизингополучателя и другие формы обеспечения, а также предоставит лизингодателю правовую основу для установления размера аванса для предварительной оплаты стоимости объекта лизинга. Диверсификация форм обеспечения позволит снизить количество просрочек по лизинговым платежам, что в свою очередь стимулирует лизингодателя к более активной деятельности.

Предлагаемые изменения и дополнения должны помочь в урегулировании ряда возникающих сложностей в процессе получения, выдачи и передачи объекта в лизинг.

Во-первых, лизинговые компании вправе будут передать в лизинг изъятое имущество. Банки, а также другие финансовые институты смогут передавать в лизинг принятое в их собственность имущество в результате обращения взыскания на имущество в счет погашения задолженности должников. Специалисты полагают, что данное изменение позволит оздоровить финансовое состояние лизинговых компаний, банков и других финансовых институтов и вовлечь в экономический оборот имущество, лежащее сегодня «мертвым грузом».

Во-вторых, стороны лизинговой сделки смогут воспользоваться более широким спектром обеспечения, не ограничиваясь только тем, которое приведено в редакции действующего законодательства. Это позволяет рассчитывать на увеличение количества лизинговых сделок.
В-третьих, обеспечивается дальнейшее совершенствование и рост деятельности лизинговых компаний, работающих в различных сферах экономики Республики Узбекистан.
В-четвертых, сократится риск не возврата платежей по лизинговым операциям, что позволит повысить качественные показатели этих видов финансовых услуг, создать условия для более широкого доступа субъектов предпринимательства к получению в лизинг новых объектов.

Разработчики данного законопроекта будут рады узнать и рассмотреть предложения заинтересованных лиц по данной теме.

About the Author

Добавить комментарий

Related Posts

Подпищитесь на наши новости